- Общая информация
- Типовые формы документов
- Ограничение «неотключаемых» потребителей
Одним из основных видов деятельности АО «Россети Янтарь» является оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании.
Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, за исключением случаев, предусмотренных действующим Законодательством.
В рамках действующего законодательства услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии заключается с территориальными сетевыми организациями, а также с потребителями услуг: гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, с прямыми потребителями (не являющимися энергосбытовой/энергоснабжающей организацией). Обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Договор должен содержать следующие существенные условия:
- а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств;
- б) порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии:
- сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;
- порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии;
- в) ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства;
- г) сведения о приборах учета электрической энергии (мощности) (измерительных комплексах), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору;
- д) обязанности сторон по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии (мощности) (измерительных комплексов), соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- е) обязанность потребителя услуг по обеспечению эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании устройств релейной защиты и автоматики;
- ж) порядок взаимодействия сетевой организации и потребителя услуг при организации и осуществлении оперативно-технологического управления;
- з) неустойка в размере и в случаях, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
- Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
- Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;
- Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Во исполнение Федерального Закона от 03.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» принято постановление Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (далее – Постановление № 624).
Постановление № 624 внесло существенные изменения в действующую процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии, которая закреплена в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442) (далее – Правила ограничения).
Данные изменения вступили в силу с 29 сентября 2017 г.
Действие Правил ограничения распространяется на всех потребителей электрической энергии – юридических и физических лиц, за исключением граждан — потребителей коммунальных услуг (собственников помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лиц, пользующихся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением).
В соответствии с Законом № 307-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ежегодно утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее – социально значимые потребители, потребители).
Закон №307-ФЗ и новые Правила ограничения обязывают социально значимых потребителей, в случае возникновения у них задолженности, являющейся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии (далее – режим потребления, режим потребления электроэнергии), погасить задолженность либо выполнить мероприятия, которые позволят ввести полное ограничение режима потребления и предотвратить наступление неблагоприятных экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения (далее – мероприятия по обеспечению готовности к прекращению поставки электроэнергии). Состав мероприятий определяется самим потребителем, и может включать, например, установку за свой счет автономных генераторов, а также любые иные действия, которые необходимы для безаварийного прекращения технологического процесса работы, сохранности оборудования, обеспечения безопасности людей и т.п.
Для этого Законом № 307-ФЗ и Правилами ограничения устанавливается обязанность всех социально значимых потребителей разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению ограничения режима потребления, срок выполнения которых не может превышать 6 месяцев (эта обязанность возникает с даты вступления в силу изменений в Правила ограничения).
В случае инициирования процедуры ограничения, указанный план должен быть предоставлен потребителем инициатору в 3-дневный срок, с даты частичного ограничения до уровня аварийной брони либо с даты уведомления, если отсутствует акт согласования аварийной брони.
Со дня введения частичного ограничения режима потребления (если оно было введено) или со дня получения уведомления инициатора о предстоящем введении ограничения режима потребления (если у социально значимого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или данный акт не содержит необходимых данных для введения частичного ограничения) потребитель обязан выполнить мероприятия по обеспечению готовности к введению ограничения режима потребления электроэнергии.
В случае если потребитель не предоставил инициатору вышеназванный план, или предоставил план со сроком реализации мероприятий свыше 6 месяцев, потребитель обязан в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.
После выполнения мероприятий по обеспечению готовности к введению ограничения режима потребления электроэнергии потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, а также в день, следующий за датой направления уведомления, осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления.
Кроме того, ограничение режима потребления электроэнергии в отношении социально значимого потребителя вводится исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после получения уведомления о готовности к введению полного ограничения.
В соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность потребителя электрической энергии в виде денежных штрафов за следующие нарушения в сфере электроснабжения:
- нарушение введенного полного или частичного ограничения режима потребления;
- невыполнение законного требования сетевой организации о самостоятельном ограничении режима потребления;
- необеспечение доступа представителю сетевой организации к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам;
- нарушение требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони;
- невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Также законодательством предусмотрена дисквалификация руководителя предприятия за нарушения законодательства в сфере энергоснабжения.