Интервью Кирилла Юткина новостному порталу «Клопс»
24.03.2020

Компания «Россети Янтарь» на территории Калининградской области создает «умную сеть» - наблюдаемую, управляемую, с высоким уровнем автоматизации и надежности. В последнем жители региона смогли убедиться во время прохождения шторма в марте.  

Энергетики «Россети Янтарь» начали работу в направлении цифровизации одними из первых в России. Опыт, накопленный у нас в регионе, лег в основу проектов по созданию цифровых районов электрических сетей по всей стране. 

- Кирилл Александрович, расскажите о последствиях для электросетевого комплекса после шторма 12 марта? Как удалось выстоять?  

- Хотелось бы сказать, что последствий никаких не было, но, к сожалению, это не так. Мы мобилизовали все силы и средства, чтобы свести влияние урагана на работу электросетевого оборудования до минимума. Бригады круглосуточно, в сложных погодных условиях устраняли локальные технологические нарушения. Больше всего пострадал запад Калининградской области. Однако благодаря слаженным действиям энергетиков и работе цифрового оборудования среднее время восстановления электроснабжения потребителей не превысило двух часов.  

Наиболее значимое технологическое нарушение случилось также на западе. На воздушной линии электропередачи 110 кВ произошло повреждение четырех опор и обрыв шлейфов. Жители Светловского, Балтийского и Янтарного городских округов оказались обесточенными. 

Мы в кратчайшие сроки, всего за 50 минут, восстановили электроснабжение. И уже потом приступили к аварийно-восстановительным работам, без ущерба для потребителей. В настоящий момент восстановление линии завершается, мы полностью заменили 4 опоры. Работы осложняет труднодоступный рельеф местности и отсутствие к линии подъездных дорог. 


- Вы уже упомянули, что такого результата удается достичь в том числе благодаря цифровому оборудованию. 

- Да, именно так. С помощью цифрового оборудования мы за считанные секунды находим место повреждения, перезапитываем потребителей, а потом уже проводим аварийно-восстановительные работы. Старт работе по переходу на цифровой принцип эксплуатации электросетевого комплекса был дан впервые в России именно в Калининградской области. В 2015 году «Россети Янтарь» начали работу над проектом «Цифровой РЭС – Янтарьэнерго» в Мамоновском и Багратионовском округах. Результаты - более чем успешные. Поэтому проект мы масштабируем по всему региону. Все высоковольтные подстанции, которые построены за последние годы, цифровые, существующие центры питания реконструируем также по цифровому принципу.  Для потребителя это в первую очередь надежное и доступное электроснабжение, дополнительные онлайн-сервисы. Сейчас большинство операций можно производить онлайн: от передачи показаний, которые, к слову, благодаря «умным» приборами учета передаются автоматически, до подачи заявки на технологическое присоединения к сетям. 

- В самом Калининграде также идет цифровизация сети? Или только в районах области?  

Да, в областном центре мы также эту работу проводим. Здесь, правда, ситуация осложняется наличием большого числа немецких сетей нестандартного класса напряжения 0,23 кВ. Их протяженность в городе – около 250 километров. Внедрение цифровых решений в работу таких сетей невозможно. Поэтому мы проводим реконструкцию, переводим эти сети на стандартный класс напряжения 0,4 кВ.  

В прошлом году мы завершили важнейший проект по цифровизации кабельной сети 10 кВ в Калининграде. Он предполагает создание системы автоматического восстановления сети (САВС) на пилотной цепочке в кабельных сетях. Наша компания - первая и пока единственная в стране, реализующая подобный проект по реконструкции и цифровизации именно кабельных сетей.

- Какую работу вам пришлось проделать в рамках этого проекта? 

- Мы реконструировали кабельные сети в самом центре Калининграда, а именно - провели модернизацию 11 трансформаторных подстанций, обеспечив полную наблюдаемость и управляемость сети. Заменили старое распределительное устройство на новое комплектное - компактное, цифровое и экологически безопасное. Что важно - от отечественного производителя.

В ноябре прошлого года провели испытания нового оборудования, которые подтвердили успешность проекта. Время локализации поврежденного участка сети и переподключения потребителей по резервной схеме сократилось в 50 раз!

- Потребители уже ощутили эти результаты?

- Конечно. До реализации проекта технарушения приводили к отключению большого числа потребителей, сегодня ущерб от аварий минимальный. Мы в кратчайшие сроки перезапитываем жителей.

Новая система позволяет нам обеспечить автоматическое определение повреждённого участка электроснабжения в кабельной сети 10 кВ, его локализацию и восстановление электроснабжения в рекордно короткие сроки - время определения места повреждения сокращается с одного-двух часов до минуты. С помощью высокотехнологичного оборудования можно вести учет и контроль качества электроэнергии.

Электрическая сеть показала свою надежность, в том числе и во время урагана, про который мы говорили. Проблем с электроснабжением жителей Калининграда в период штормового ветра практически не было.